Все о сертификации мотошлемов
Шлемы бывают разные: модуляры, интегралы, отрытые, для мотокросса, внедорожные и так далее. Как разобраться во всем этом разнообразии? Существуют характеристики, которые более важны, чем дизайнерские или внешние данные. И это то, ради чего и создали шлем как элемент мотоэкипировки – ваша безопасность.
Казалось бы, уже все убедились в необходимости надевать шлем, когда садишься за руль мотоцикла. Для тех, кто все еще рискует выезжать «в магазин на пять минут» без этой детали экипировки, приведем в пример результаты исследования Министерства транспорта Великобритании. Они, хотя и немного устаревшие (за 2005 год), но все же красноречиво указывают на опасность, которая подстерегает мотоциклистов:
- среди участников дорожного движения их всего 1%, но при этом 19% погибших в ДТП;
- у 80% гибель мотоциклистов была связана с травмами головы.
Поэтому, чтобы дорожно-транспортные происшествия не имели таких ужасающих последствий, необходимо не только неизменно во время движения быть в шлеме, но и пользоваться сертифицированными и неповрежденными моделями, которые подходят по размеру. Надеемся, вам известно, что шлем даже после незначительной аварии нужно менять, ведь если на внешней оболочке нет трещин, это еще не значит, что пенонаполнитель не потерял свои свойства. Он уже не сможет поглощать энергию удара, как надо, в итоге - вероятность травм головы повышается.
Чтобы выяснить, безопасный ваш шлем или нет, не нужно проверять его прочность с помощью лома или молотка. Ведь, как говорят, все уже сделано за нас. Еще в 1950-х годах в Британии определили требования и испытания, которые должны пройти мотошлемы. В частности тестирование одной модели шлема проводится на всех размерах во всевозможных климатических условиях на любые виды повреждений и ударов. Материалы, из которых сделан шлем, могут по-разному реагировать на удары при температуре +10 и, например, -20.
На современном рынке мотоэкипировки наиболее часто встречаются американские сертификаты DOT и Snell, европейский ECE R 22.05 и английский SHARP. Все эти маркировки на шлемах могут много чего рассказать мотолюбителям, которые знают толк в мотозащите.
- DOT – это стандарт безопасности Министерства Транспорта США, который был введен еще в 1985 году и частично уже лишился своего авторитета, поскольку, чтобы заявить о соответствии этому стандарту, производитель самостоятельно проводит исследования, по факту он даже не обязан сообщать в Министерство о его результатах. То есть мотоциклисты, покупая шлем, должны поверить производителю на слово, что его шлем безопасный. Иногда DOT устраивает выборочные проверки, в итоге – не все шлемы с достоинством проходят даже эти, весьма лояльные, испытания.
Проверяя шлемы на безопасность, DOT ударяет их о плоскую наковальню с высоты около 2 метров, а также на полусферическую наковальню с высоты полтора метра. В шлеме находится муляж головы, который оборудован различными датчиками. Конечно, мотоэкипировка поддается и другим испытаниям, но выше описанный тест – самый показательный. DOT проводит исследования при умеренной силе ударов, поскольку по статистике именно такие аварии наиболее часто случаются на дорогах. - Snell.Так как сертификат DOT признан весьма снисходительным, на рынке США возникли другие частные программы. Наибольший авторитет и популярность получили стандарты, которые были сформулированные Snell Memorial Foundation. По американским законам стандарт Snell не есть непременным условием для допуска шлемов к продаже. Но результаты его испытаний являются авторитетным источником информации о безопасности мотоэкипировки, поскольку Snell предусматривает более суровые тесты, чем DOT: шлемы бросают с высоты 2,5 и 3 метра на оба типа наковален.
Возьмите на заметку, что на шлемы, которые прошли тесты Snell, также наносят сертификационную марку DOT. Несмотря на более суровый характер испытаний, специалисты во всем мире заявляют об оторванности тестов Snell от реалий дорожного движения и от стандартных, часто встречаемых ДТП, поскольку крайняя степень допускаемой нагрузки в испытаниях Snell очень высока. - ECE 22.05. По уровню реалистичности и разнообразности исследований DOT и Snell значительно уступают стандарту ECE 22.05 (или ECE R 22.05), который функционирует в Европе. Именно этому сертификату обязан отвечать шлем - твердят в один голос на всевозможных мотофорумах. Стандарт ECE 22.05 известен как прогрессивный и включающий в проверку шлемов разносторонние аспекты.
Контроль безопасности шлема за стандартом ECE 22.05 имеет несколько этапов, которые, хоть и схожи, но отличаются от тестов Snell. За европейской версией контролируется плотность прилегания шлема, то, как он закрывает голову, обзорность, сопротивление сжатию и, главное, как шлем «держит удар». Во время испытаний по шлему наносят удары под углом 90, что должно имитировать бордюр. Кроме того, проверяют шлем на старение материалов и коррозийную стойкость, тестируют визор и даже ремешок шлема.
Именно благодаря своей скрупулезности стандарт ECE 22.05 заслужил доверие среди многих мотоциклистов и обязателен к продаже шлемов в более чем 50 государствах мира. Тестирование проходит с большей силой ударов, чем в DOT, к тому же исследованию подлежит каждая новая партия шлемов еще до того, как она поступает в продажу. А это уменьшает возможность того, что вы купите шлем непроверенного или плохого качества.
Специалисты заявляют, что шлемы, которые отвечают стандартам ECE 22.05, по факту одинаково безопасны, даже если имеют разную цену. Их разрешают использовать в соревнованиях, шлемы с такой маркировкой используют профессиональные мотогонщики. Кроме того, стандарты ECE 22.05 непрестанно усовершенствуются, со временем прибавляются новые требования к различным свойствам шлема. - SHARP, британский сертификат оценки безопасности, использует пятизвездочную шкалу. Как вы уже догадались, результаты проверки шлемов отображаются с помощью звездочек, и чем их больше, тем лучше (максимальное количество - 5). И хотя испытания, которым подвергают шлемы SHARP, более суровые, чем остальные, все же имеют несколько недочетов. Например, некоторые эксперты твердят, что боковые удары с такой силой, с какой SHARP проверяет шлемы , в реальной жизни случаются очень редко.
Обратите внимание. Хотя стандарты DOT устарели, они все же важны, поскольку спасли жизнь не одному человеку и указывают на минимальный уровень защиты, которому обязан соответствовать шлем.
Но не все шлемы с одинаковой маркировкой имеют похожие защитные характеристики. То есть HJC и Shoei с Европы и Америки будут похожи только внешне. Сейчас попробуем объяснить почему. Мотоэкипировка европейских производителей соответствует стандартам DOT и ECE 22.05. И даже с США вам придет шлем итальянского производителя с маркировкой обоих стандартов. В Америке же проектируют шлемы, основываюсь на стандарты DOT или в лучшем случае Snell. Нужно учесть, что бренды азиатского региона (например, Shoei, Arai или HJC) изготавливают под каждый рынок свой вариант шлема, поэтому одни и те же модели из Европы и США, хотя последние и будут втрое дешевле, имеют разные характеристики в плане обеспечения безопасности.
Конечно, всегда можно найти шлем за 1000 рублей, который будет соответствовать всем существующим стандартам безопасности. Чаще всего за такие деньги вам предлагают подделку. В таком случае попросите у продавца документацию, которая должна прилагаться к товару, где, если повезет, узнаете, в какой лаборатории прошел испытания товар. В реальности, чтобы оценить уровень безопасности шлема, заблаговременно узнайте всю информацию о понравившихся вам моделях – где и какие тесты они проходили, сравните шлемы по методике SHARP, благо сейчас в интернете можно найти все, что интересует.
Экипка.Ру предлагает вам огромнейший выбор шлемов различных конфигураций, типов и дизайна. Все шлемы, которые есть в продаже в нашем магазине в ТЦ "Dexter" или на сайте ekipka.ru, прошли соответствующую сертификацию (DOT, ECE 22.05, SHARP, Snell или др.) и имеют все нужные документы, ведь мы закупаем товары напрямую от производителей.
И напоследок. Вы должны знать, что ни один шлем (даже тот, который отвечает всем стандартам) не сможет гарантировать вам полную безопасность во время аварий, поэтому всегда будьте бдительными и соблюдайте правила дорожного движения.
Всегда ваша,
Экипка.Ру
- Комментарии