Пять звезд от SHARP
Многие мотоциклисты, покупая шлем, ориентируются на количество звезд, которые присвоил мотоэкипировке SHARP, проект Британской Комиссии по надзору за безопасностью дорожного движения, но мало кто знает, какие испытания подразумевает под собой проект и что значат звезды, отталкиваясь от правила, – чем больше, тем лучше. Но все же нужно знать, чем отличается SHARP от других стандартов безопасности: DOT, Snell, ECE 22.05. Ведь, может, SHARP – это только дань моде?
В предыдущих статьях мы уже рассказывали о нюансах сертификации мотоциклетных шлемов, но сегодня остановимся на SHARP, британской системе оценки. Как заявляют ее организаторы, она призвана помочь выбрать именно наилучший с точки зрения безопасности мотошлем.
SHARP или Safety Helmet Assessment and Rating Programme была основана у 2007 году и с тех пор проводит исследования шлемов, среди которых тесты на эффективность поглощения энергии ударов, истирание шлемов во время скольжения, прочность застежки и еще много других. Стоит сказать, что SHARP тестирует уже допущение к эксплуатации шлема, те, которые прошли испытания других стандартов безопасности. Но таких изделий, как вы сами понимаете, огромное количество, а размах цен очень велик. И здесь на помощь потребителям приходит SHARP.
Чем отличаются тесты SHARP от других стандартов безопасности?
В статье «Все о сертификации мотошлемов» мы выяснили, что:
- DOT почти не дает гарантий безопасности мотошлемов, поскольку для своих изделий его выдает сам производитель, а результаты исследований не контролируются государством.
- Snell проводит тесты, которые очень похожи на исследования DOT, но ставит более строгие требования.
- ECE 22.05 обязателен в более 50 стран мира. Этот сертификат получают мотошлемы, которые прошли строгие тесты на прочность, а сила и скорость ударов значительно выше, чем в DOT и Snell.
Можно сделать вывод, что выбирать нужно шлема, которые получили сертификат безопасности ECE 22.05, но, согласитесь, таких изделий много, и все они имеют разную цену и защитные характеристики. Диапазон настолько велик, что мотоциклисты пребывают в недоумении, какими защитными свойствами отличается шлем за несколько тысяч рублей от изделия за несколько десятков тысяч рублей, если они оба получили сертификат ECE 22.05. Поэтому бывалые мотоциклисты делают выбор, полагаясь на рейтинг SHARP.
SHARP не проводит оценку особенностей мотошлемов, которые призваны создавать комфорт (и способствуют росту цены), но только их защитный потенциал. Не учитывается аэродинамика, звукоизоляция и качество внутренней отделки, а также многие другие параметры, которые не имеют ничего общего с безопасностью. Именно поэтому многие мотоциклисты считают SHARP одним из наилучших источников объективных сведений о защитных свойствах шлемов.
Как проводятся исследования SHARP?
Программа SHARP тестирует шлемы не на их прочность, а именно на эффективность защиты головы пилота. Серия экспериментов проводится по похожей ECE 22.05 схеме, однако SHARP оценивает защитный потенциал не только в области темени, лба и затылка, но и в области висков.
Шлемы, которые проходят тестирования, закупают в сети розничной торговли и испытывают отдельно каждый размер модели на соответствующей ему болванке. Для ударов используют плоскую и угловую насадки, последняя напоминает ребро бордюра. Удары сперва наносят со скоростью 6 м/с, потом 7,5 м/с и 8,5 м/с.
Также шлем тестируют на силу трения при падении. Эксперимент имитирует приземление и торможение на асфальтном покрытии. Повреждение скорлупы не является недостатком, главное, чтобы шлем хорошо поглощал энергию и защищал не только от травм головы, но и от сотрясения мозга.
По итогам тестирования шлемам присваивают количество звезд по пятибалльной шкале (1 звезда – плохо, 5 звезд – отлично), а результат тестов изображают с помощью разноцветных зон, где каждый цвет отвечает определенному результату исследований.
Нужно, конечно, заметить, что шлем с одной звездой не считается небезопасным. Доказательство этого - сертификат ECE 22.05, который получила эта модель. Но, конечно, изделия с пятью звездами имеют лучшие защитные свойства. Поэтому свой выбор все же лучше остановить на той модели, которая получила пять звезд.
Как читать диаграммы SHARP?
Зеленый цвет означает, что пороговое значение ускорения 275G не достигнуто. Это превосходный результат, который отвечает стандарту ECE 22.05 (удар со скоростью падения 7.5 м/с). Желтый цвет обозначает порог ускорения до 300G. Он соответствует британскому стандарту 6658:1985 при ударе на скорости 7.5 м/с. Далее – оранжевый, коричневый, красный и черный цвета, пороговые значения которых постепенно растут до 500G. Покупая шлем, учитывайте, что красный и черный цвета являются самыми плохими результатами по программе SHARP.
Совет от Экипка.Ру: SHARP проводит тестирование шлемов, которые есть в продаже на территории Великобритании. Поэтому, если вы не нашли какой-то модели в рейтинге этого проекта, это не значит, что данное изделие плохого качества. Может, шлем, информацию о котором вы ищете, всего лишь не проверяли в лаборатории SHARP.
Недостатки SHARP
Многие специалисты утверждают, что SHARP не позволяет увидеть все плюсы и минусы мотошлемов. Ведь во время движения важными являются не только защитные характеристики, но и комфорт, посадка, аэродинамика и другие свойства шлемов, которых SHARP не учитывает во время исследований. Некоторые мотоциклисты даже выделяют недостатки британской системы оценки:
- SHARP не проводит тестирование на качество защиты подбородка. Таким образом, превосходство защитных свойств интегралов над модулярами просто-напросто игнорируются.
- Неизвестно, насколько большая разница между одной звездой и двумя или четырьмя, между отрицательными результатами (черный или красный цвет) и положительными (зеленый цвет).
- Некоторые эксперты утверждают, что сила боковых ударов, которой подвергает шлемы SHARP во время испытаний, нереалистичная, в жизни они случаются очень редко.
- SHARP проводит тестирование шлемов, которые уже сертифицированные другими стандартами, поэтому многие считают SHARP всего лишь стремлением поделить шлемы на более и менее безопасные.
Награды
Все же, несмотря на выше перечисленные минусы, в 2013 году SHARP была удостоена двух отдельных наград в знак признания вклада в повышение безопасности дорожного движения мотоциклистов. Британская система оценки получила Международную премию Prince Michael, а также была удостоена ежегодной премии FIM (Fédération Internationale de Motocyclisme) за свой вклад в безопасность мотоциклистов.
Что еще нужно учесть при выборе шлема?
- Материал, из которого сделан шлем, играет немаловажную роль. Наименее надежный термопластик (или полимер), который при ударе раскалывается на множество осколков. Они могут причинить вред человеку. Скорлупа из стекловолокна или композита прочнее, но самый лучший материал для шлемов – карбон или углепластик, который по некоторым характеристикам даже превосходит сталь.
- Комфорт все же оказывает влияние на безопасность пилота. Ведь в шлеме, в котором слишком жарко или неудобно, мотоциклисту сложно сосредоточится на дороге.
- Статистика твердит, что мотоциклисты, чьи шлемы светлых или насыщенных цветов (красных, желтых или даже флуоресцентных), оказываются в ДТП на 27% реже, чем владельцы темных шлемов.
Таким образом, чтобы выбрать шлем, который подходит именно вам, примерьте как можно больше разных моделей в вашем ценовом диапазоне. Из тех, которые наиболее комфортные, выделите с самым высоким рейтингом безопасности по стандарту SHARP. Ведь, как говорят опытные мотоциклисты, именно количество звездочек от SHARP позволит выбрать мотошлем с наилучшими защитными характеристиками.
В нашем магазине Экипка.Ру, который находится в ТЦ Dexter и в ТЦ СпортЕХ, и на сайте ekipka.ru вы найдете множество моделей шлемов: самых именитых производителей, разных типов и дизайнерских решений, всевозможных расцветок и, что самое главное, качественных. Поэтому посетите наш магазин и пусть никакие преграды не станут на вашем пути.
С уважением,
Ваша Экипка.Ру
- Комментарии