Выбираем мотоэкипировку для эндуро. Какой она должна быть?
Подбор экипа для эндуро – задание одно из самых важных для тех, кто решил серьезно заняться мотогонкой по бездорожью. Ведь от того, что вы надели, садясь на байк, будет зависеть ваша безопасность и комфорт. В автомобиле их обеспечивают салон и кузов. На мотоцикле, наоборот, все функции защиты должна выполнять ваша мотоэкипировка, ведь ни салона, ни кузова, которые гарантировали бы безопасность, уже нет.
Как мотоциклы разных классов предназначаются для использования в разных условиях, так и внедорожный мототуризм требует специфичных особенностей мотозащиты. Эндуро – занятие весьма травматическое и, не имея всех нужных и проверенных опытом и временем элементов мотоэкипировки, вы рискуете жизнью и собственным здоровьем.
Поэтому давайте разберемся, что же нужно для этого весьма захватывающего и опасного вида спорта, когда в жилах кипят адреналин и эмоции. Отправляясь за экипом, помните, одежда для эндуро должна быть максимум комфортной и не стеснять движений, но при этом защищать от ветра, дождя, сильных ударов, царапин и ушибов. Защита может быть встроенной в одежду, а может состоять из отдельных деталей, которые крепятся на теле (черепаха, наколенники или налокотники, например).
Мотоодежда эндуриста, обычно, представлена тремя основными составляющими:
- Первая группа экипировки – это термобелье, которое отводит влагу и уберегает от перепадов температур. Сюда же можно отнести джерси и кроссовые штаны (если в штанах нет мягкой встроенной защиты, нужно приобрести еще специальные шорты, которые имеют встроенную защиту копчика и бедер). Этот слой уберегает кожу от царапин и всевозможных повреждений, а также служит для терморегуляции тела, что тоже немаловажно в экстремальных условиях. Существует огромный выбор как термобелья, так и кроссовых джерси и брюк, поэтому внимательно ознакомьтесь с составом материала и дополнительными характеристиками одежды, ведь именно этой слой призван создавать вам комфорт.
- Вторая группа – элементы защиты, самый важный элемент в мотоэкипировке эндуриста. Так как эта тема очень обширная, мы расскажем о ней несколько ниже и детально остановимся на каждом аспекте.
- Третья составляющая экипа для эндуро – это ветро- и влагозащитная одежда, которой очень часто пренебрегают, особенно новички. Но, поверьте, во время непогоды и слякоти, она очень пригодится во время соревнований и сбережет ваше здоровье. Поэтому сразу же присмотрите себе дождевик, который защитит от пронизывающего ветра на скоростях и ливней. Учтите, он должен быть сделан не из клеенки, в которой вас сразу кинет в пот, а из высокотехнологичной мембраны, которая позволит высохнуть вспотевшему телу даже под дождем.
Итак, вернемся к выбору защиты. Тут сразу же возникает вопрос:
- панцирь или черепашка? На чем остановить свой выбор, решать вам, но, чем эти детали экипа отличаются, вы должны знать. Панцирь подходит всем, так как его производят только в двух размерах – для детей и для взрослых (к нему нужно будет дополнительно приобрести налокотники) и не приносит лишних хлопот в эксплуатации. Он лучше защищает от ударов, но, к сожалению, менее эффективен при трении. Черепашка – это сетчатая рубашка с пришитыми элементами защиты и ее надо обязательно примерить перед покупкой, поскольку она выпускается в размерах и должна хорошо прилегать к телу. Именно благодаря этому фактору пластиковая защита не «съезжает» в момент падения. Выбирая черепашку, согните руку в локте – защита должна сидеть четко на локтях и плечах, не выше и не ниже. Убедитесь, чтобы сетка не слишком эластичная, а защитные щитки соединяются между собой регулируемыми ремешками, чтобы во время падения препятствовать их задиранию. Проследите, чтобы рукава защиты крепились на большой палец с помощью петли – именно она не позволяет рукаву сползти и оголить руку. Черепашки также бывают разными – с вырезами в подмышках и без. Если планируете долгую поездку в жару – берите с вырезами, чтобы не натереть под руками и для лучшей вентиляции. Под защиту, как уже говорилось, нужно надевать термобелье.
- Без кроссовых мотобот вам не обойтись, ведь большинство травм мотоциклистов приходятся как раз на голени и стопы. Этого элемента защиты существует просто огромнейший выбор, но экономить на нем не следует. Мотоботы не должны пропускать влагу, должны иметь крепления, которые регулируются, и плотно облегать ногу. Но при этом убедитесь, чтобы в них не было тяжело ходить и ездить, и если хотя бы чуточку жмет большой палец – возьмите на один размер больше, поскольку мотоботы во время носки не становятся свободнее. Обувается и меряется этот элемент экипировки только на термоноски.
- Без наколенников тоже нельзя садится за мотоцикл. Вместе с мотоботами они образуют единую защиту икр и голени. Наколенники бывают пластиковыми (следите, чтобы крепились не только на голени, но и на над коленной чашечкой, иначе могут переворачиваться) или шарнирными, которые состоят из трех частей, или, как их еще называют, «суставы». Последний вариант с большей эффективностью защищает от травм и уменьшает нагрузку на связки. Для эндуро, который предполагает дальние поездки и немало ходьбы по неровной местности, лучше выбрать полностью разгибающиеся наколенники, которые не будут упираться в берцовую кость при ходьбе. Хотя к «суставам» нужно привыкнуть, поскольку сначала они могут доставлять неудобства – особенно для тех, кто только-только садиться за руль. Наилучшая мотоэкипировка для эндуро предусматривает брейсы – профессиональные наколенники, которые изготавливаются из термопластика, карбона или легкого алюминия.
- К выбору шлема всегда относитесь с большой ответственностью. Он должен быть открытым и кроссовым (внедорожным) с козырьком и монолитной бородой. Выбирая шлем, нужно полагаться, в первую очередь, не на рекомендации друзей и внешний вид, а на собственные ощущения. Примерьте несколько шлемов: от разных производителей, с разными особенностями и данными. Шлем должен прилегать к голове, но ни в коем случае не давить. Надев его на подшлемник, потрясите головой: если этот элемент экипировки съехал на глаза или болтается, значит, это не ваш размер или модель. Обратите внимание на то, чтобы подкладка шлема была съемной, а сам экип имел хорошие вентиляционные характеристики. Бывалые райдеры советуют брать шлемы со вторым визором, который может выдвигаться в случае необходимости – спасет от солнечных лучей и подойдет для ночной езды. Всем известно правило (которое все же имеет свои исключения) – чем дороже вещь, тем лучше ее качество. Поэтому более дорогостоящие модели шлемов не такие тяжелые, менее шумные и лучше держат удар. Но выбор, конечно, остается за вами.
- К шлему стоит выбрать еще кроссовые очки. Эндуристы с большим опытом рекомендуют остановить свой выбор на очках с прозрачным фильтром, который более удобный при частой смене освещения, и с хорошей боковой обзорностью. Это позволит лучше контролировать дорогу и происходящее вокруг. Немаловажный элемент – наличие защиты переносицы, чтобы исключить ее переломы и травмы.
- Защита шеи также необходима в эндуро. И хотя этот девайс не очень в нас распространен, функции, которые он выполняет, очень важны, например, при ударах оберегает хребет от перегрузок. Всем известно, что шлем защищает голову, но не шею, а его края при ударе часто травмируют плечевой пояс и ключицы. При выборе этой мотозащиты помните, что она должна хорошо соединяться со шлемом и в момент удара фиксировать друг друга, создавая защитный каркас вокруг шеи, плеч и головы моторайдера.
- Не забудьте о перчатках. Этот элемент экипировки необходим даже летом (летний вариант - кожаные на ладонях и текстильные снаружи). Желательно, чтобы было резиновое покрытие на внутренней части (дабы в дождь и слякоть было лучшее сцепление с рулем байка) и резиновые вставки с внешней стороны, чтобы не так сильно чувствовались постоянные удары веток и камней. Зимний вариант – утепленные перчатки с крагами.
- Компрессионный пояс опытные эндуристы надевают не только для поддержки спины, но для защиты внутренних органов от тряски. В продаже существует большое количество черепашек со встроенным широким поясом, однако большинство предпочитает отдельный пояс под черепаху.
- Куртка для эндуро необходима в любом случае – холодная или жаркая погода во время соревнований. Куртка защищает тело от палящих солнечных лучей, обезвоживания и холода, а прочный материал повышает возможность избежать травмирования во время падений.

Возьмите себе на заметку, что перчаток, как подшлемников и термоносков, нужно брать по несколько штук, ведь всякое может случиться во время соревнований.
Напоследок лишь заметим, что, выбирая защиту, примеряйте ее в полном экипе. То есть, покупая мотоботы, надевайте термоноски, наколенники, мотоштаны; куртку меряйте на черепаху или панцирь, защиту шеи, перчатки и термобелье – чтобы учесть каждую, самую маленькую деталь в вашем облике и чтобы потом не выяснилось, что, например, штанины дорогущих брюк невозможно надеть на мотоботы.
В общем, вы уже поняли, что к выбору екипировки для эндуро нужно относиться с большой ответственностью и обязательно примерять каждую деталь, ведь от этого будет зависеть ваш комфорт и здоровье.
Приятных и незабываемых вам покатушек!
Всегда ваша,
Экипка.РУ
- Комментарии